Gartner: Toyota, Mercedes и GM сильно отстают от Tesla и китайцев в гонке за автомобильное ПО

Традиционные автоконцерны столкнулись с неожиданным барьером: переход от железа к цифровым сервисам оказался дороже и сложнее, чем предполагали топ-менеджеры. По оценке Gartner, в пятёрке лучших разработчиков ПО для автомобилей нет ни одного из старожилов отрасли — лидерство удерживают Tesla, Nio, Xiaomi и Xpeng, тогда как General Motors заняла девятое место, Mercedes-Benz — тринадцатое, а Toyota и вовсе двадцать первое.

Gartner: Toyota, Mercedes и GM сильно отстают от Tesla и китайцев в гонке за автомобильное ПО

Неудачи особенно заметны на примере Toyota. Десять лет назад компания начала массово переманивать инженеров из Google, чтобы создать единую вычислительную платформу Auto OS. Проект, переименованный в Arene, уже поглотил миллиарды долларов, но до сих пор остаётся «набором инструментов», признал технический директор дочерней Woven by Toyota Джон Абсмейер. Первая версия выйдет на кроссовере RAV4 не раньше 2026 года и охватит лишь мультимедиа и ассистенты водителя.

В Европе схожие проблемы переживает Volvo Cars. Флагманский электрический EX90 с централизованной системой на чипах Nvidia задержался на два года, расходы выросли настолько, что весной компания списала активы на $1,2 млрд и сменила гендиректора. Шведы уже обратились за консультацией к конкуренту в лице Tesla, чтобы ускорить отладку кода и OTA-обновлений.

Скепсис заставил других игроков искать партнёров. Volkswagen вложит $5 млрд в совместную платформу с Rivian и проектирует модели вместе с китайской Xpeng. Mercedes-Benz держит собственную команду из 3000 программистов, но голосовые функции поручила Google, а CarPlay Ultra от Apple посчитала «инвазивным» и отказалась внедрять.

Аналитики прогнозируют для автопрома сценарий рынка смартфонов: в обозримой перспективе останутся 2–3 доминирующие операционные системы, которые будут определять и железо, и пользовательские сервисы. Toyota надеется, что Arene станет одной из них: согласно дорожной карте, платформа получит доступ к рулевому управлению, тормозам и электродвигателю, обеспечит беспроводные обновления и ляжет в основу функции автономного вождения. Но пока «методичная и качественная реализация», ставшая визитной карточкой японцев, оборачивается затяжными дедлайнами — а прибыли от подписок и данных продолжают обходить крупнейших автопроизводителей стороной.

Тоже интересно